Вы не задумывались над тем, насколько у нас в жизни всё оптимизировано? Те же маршруты изо дня в день. Та же рутина по утрам, и не только по утрам. Одна и та же душевая кабинка в спортзале.
Не знаю, как вы, а я люблю такую оптимизацию. Я к ней даже стремлюсь. Когда рутинные вопросы решаются на подсознании, высвобождается много времени и сил на тупление… э-э, то есть на размышления и решение более интересных задач, чем передвижение, например, от метро площади Уркинаона до Дворца каталонской музыки, или, что даже более прозаично, выбор душевой кабинки или стирку носков.
Я из тех, кто порой доводит рутину до экстрима. Особенно в том, что касается передвижений. Я прокладываю оптимальную колею на ежедневных маршрутах с точностью до метра, иду по поезду во время движения, потому что знаю, с какой стороны потом буду выходить со станции. Когда мчусь на «бисинге», я запоминаю, когда светофоры загораются красным, как например на проспекте Сан Хуан, где интервалы всегда одинаковые. Выхожу из дома я обычно тютелька в тютельку, потому что полагаюсь на расчётное время прибытия (за неожиданные задержки в пути приходится расплачиваться пробежкой с языком на плече).
Когда маршрут проложен, за дорогой я совсем не слежу. Вместо этого с горящими глазами вношу идеи новых историй в смартфон, упиваюсь аудио-книгами на английском, зубрю слова в Anki (порой даже переходя дорогу на красный свет, уф!) Линии метро я меняю, не поднимая взгляда от электронной книги.
Проблемы возникают, когда на автомате я применяю отлаженную схему поведения на незнакомых маршрутах.
Так этим августом я переехал на новую квартиру из Сан Жерваси в Гинардо, и мой маршрут от дома до работы поменялся.
Первые дни я барахтался в чужеродом мире, как кошак в ванной — пытался поскорее догрести до спасительного края и твёрдой почвы с проложенными маршрутами. Положение усугубляло то, что дело происходило утром и сознательная часть моего мозга ещё подрёмывала.
В первый рабочий день я, сверясь по Гугл мапс, дошёл до станции метро. По знакам выбрал правильное направление. Сел в поезд. Расслабился. По привычке, начал повторять слова в Anki. Благополучно проехал мою станцию…
На другой день получилось ещё лучше. Сев в поезд, я стал усиленно следить за станциями. На этот раз я вышел на нужной и стал приглядываться к знакам, чтобы понять, как мне пересесть на другую линию. Тут на противоположной стороне я увидел подъезжающий поезд. «Успею!» — мелькнуло в голове. Я стремительно рванул вверх по эскалатору и затем вниз на другую сторону перрона. Поезд ещё стоял! Я запрыгнул в вагон, двери за мной закрылись, на лице у меня зажглась довольная улыбка. Пока я наблюдал в окно за удаляющейся станцией, мой мозг проснулся: и зачем ты сюда сел? Я впечатал лоб в дверное стекло. Ведь я был на той же линии и ехал в обратном направлении!
Так по той или иной причине я несколько дней опаздывал на работу, с улыбкой рассказывал коллегам, что со мной приключилось, пока, наконец, не запомнил каждый поворот и каждую лестницу, с какой стороны вставать на станциях, чтобы поезд подвёз меня прямо к выходу.
Однажды я поделился мыслями об оптимизации рутины с моим русским другом Антоном. Оказалось, он тоже бывало попадал в ловушку собственных привычек.
— Помню, я ещё только-только переехал в Грасию… — рассказывал он мне. — Вышел я как-то с утра из дома на работу. Сел на метро, чтобы доехать до площади Каталонии. В вагоне я задумался и по привычке вышел на той станции метро, куда до переезда я обычно возвращался с работы на старую квартиру в Сан Жерваси. Оказавшись на знакомой улице, я на автомате пошёл в продуктовый магазин, купил там что-то поесть. И также, как ни в чём не бывало, словно на дворе был уже глубокий вечер, я, всё ещё погружённый в размышления, дошёл до старой квартиры. Опомнился я только, когда стал рыться в карманах и не смог найти ключи от подъезда…
Роюсь...