После того, как Татьяна и Анатолий напутешествовались по Европе и решили, что их дети будут учиться в Барселоне, впереди их ждало ещё множество приключений. Образовательного центра ILAB Academy, который они открыли в ноябре 2013, пока не было даже в планах. По меньшей мере ещё год головы эмигрантов были заняты устройством их детей в школу, и что ещё важнее — визовыми вопросами.
Поиск школ
— Мы сюда на неделю приехали, у нас был очень жесткий график, — рассказывала мне Татьяна. — Список школ, контактные данные. В некоторые школы мы даже не заходили.
Был, например, вариант c британской школой. Но мы на неё снаружи посмотрели и даже внутрь не зашли. Не знаю, странное ощущение… А в Барселоне поняли, что школа — это блок домов. У них ни спортивных площадок, ни бассейнов, как правило, нет… У меня тогда ещё было чувство, что я сюда еду не работать, а скорее отдыхать. Нам казалось, что чем дальше от города дети будут учиться, тем лучше. Наверное, это было такое ощущение после Москвы.
После долгих поисков они набрели на одну очень почтенную школу, входящую в сеть школ в Испании и за рубежом. Школу со столетней историей.
— Когда мы увидели эти 1000 квадратных метров — футбольные поля, теннисные корты, бассейн. У каждой школы свое здание отдельно. 30 тысяч квадратных метров построек. Всё в горах. Такое еще солнце тогда было! Мы вышли, в дырочку в заборе подсматриваем, как это увидели и всё — мы поняли, что это наша школа… Нам сказали, нужно приехать с детьми на собеседование. По ценам нас все устроило, потому что наверное после Москвы по ценам устроит всё. Тем более, это такая школа, под которую могут дать визу, потому что она интернациональная.
Переезд и адаптация детей
— Сначала детям было очень тяжело. Первый год — сплошные слезы, — рассказывала Татьяна. — Наши дети вообще никогда не меняли школу. Очень спокойные, воспитанные. Это сейчас они не тише остальных, но тогда это для них был шок. Всё другое. Другая школа, другие порядки. Взять хотя бы поход в столовую, что всех там на пол садят. По учебным программам пришлось много с ними работать, заниматься дома. Потому что разница с российскими программами в год. То есть, здесь в шесть лет идут в первый класс.
— Когда мы уезжали, документы забираем, — рассказывал Анатолий, — в московской школе спрашивают нас, вы куда собираетесь? В Испанию. Нам — ой, да зачем вы, там такой уровень образования низкий. Мы им — окей, вы нам бумажки выпишите, мы поедем…
— Образование здесь просто другое! Оно не хуже и не лучше. Просто другое. Другое построение. Они ребенка не нагружают так, как наши — шесть уроков в школе и два часа ещё дома надо заниматься.
— Государственный стандарт в общеобразовательной школе в России и в Испании принципиально различаются. Если подумать, конечная задача какая? У нас тебе дают огромный материал, но ты его не перевариваешь. Как маленький ребенок может высидеть шесть уроков?
— И после этого нужно еще каким-то спортом позаниматься или музыкой. Это дети бедные в восемь вечера доползают домой, а если еще какой-то кружок дополнительный… В Москве это несколько часов на дорогу в день. Тут мало того, что уроков меньше, так даже если возить детей за пределы Барселоны, при всём желании и часа на дорогу не уйдёт…
В итоге, как сложно бы не было детям перестраиваться, через два с половиной года они стали тут уже как свои. Выучили не только испанский и каталанский, но и заговорили по-английски.
Получение виз
— Когда мы всё это изучали, — рассказывал Анатолий. — Идея была такая — детей мы отправляем как студентов в школу, а мама едет помогать им адаптироваться и соответственно учить язык. На форумах многие писали: вот мы подавали пакет документов, но нам отказали. У нас сразу вопрос возникал, что вы подавали? Ведь все это очень индивидуально. Мы подали документы, и все трое получили студенческие визы.
Хотя на момент оформления документов с визой Татьяны никакой определённости, конечно, не было. Нужно было подстраховаться другими вариантами. Первое, что приходило на ум — покупка виз в «банановых республиках». После обдумывания эта затея казалась Ивановым несерьёзной.
— Тогда я повспоминал и сказал, Тань, что у тебя с семейным древом? Она мне — вот папа, по-моему, из какого-то там болгарского рода… Папа болгарин — у нас в семье это всегда было как шутка. Болгарин, который никогда не был в Болгарии.
— Он у меня из тех семей, которые от турков бежали в Бессарабию, в Украину. Потом жил Молдавии и Сибири.
— Но тут так совпало, что у болгар ещё действует эта программа, если ты имеешь кого-то из болгарских родственников, то они готовы дать гражданство.
— В итоге я доказала. Взяла все документы из архива Одесской области, что у меня бабушка и дедушка там родились, там-то и там-то, что папа у меня болгарин, в свидетельстве о рождении у меня написано болгарка. И я подала на болгарское гражданство.
Да только запрос гражданства — дело долгое и трудоёмкое. Насущные визовые проблемы семьи оно не решало.
— Я ходила в школу по 4 часа в течение полутора лет. Испанский язык учила. Студенческую визу меньше чем на 20 часов в неделю и меньше чем на год для взрослого получить было нельзя. Когда год закончился, мы продлили студенческие визы и мне и детям. Дети были ко мне привязаны. Я должна была отучиться, сдать экзамены на 70-80 баллов, чтобы перевели на следующий курс. Каждые 3 месяца у меня было 4-5 экзаменов. Я возила детей в школу, четыре часа училась, потом на поезд, в школу за городом, домой…
Встал вопрос, как оформлять документы Анатолия.
— Ездил он по туристической визе, три месяца там, три месяца тут, но это для семьи это не хорошо, да и как я тут одна с детьми?
Далее продолжил Анатолий:
— Мы на форуме пишем — трое уже здесь, а папа то там, то здесь — плохо. Нам говорят, что ВНЖ — это пятьдесят на пятьдесят, могут не дать. Тогда я вспомнил у меня по работе были контакты с Францией. Почему бы мне не поучить французский язык? Поехал я тогда в университет в Перпиньян. У вас есть интенсивные курсы французского языка? Мне говорят: «Заплатите 200 евро, регистрационный взнос, мы вам дадим пакет документов». Плачу. В Москве собираю огромный пакет документов на студенческую визу во Францию. Прихожу я в консульство «весь в белом», вроде как я ваши порядки уже знаю. Мне говорят — собеседование. И тут я понимаю,что я к этому собеседованию не готов. Представляешь — товарищ, слегка за 30, семья непонятно где, бизнес какой-то нарисованный, в интернете всё решает, и вот он собирается ОДИН ехать во Францию, учить французский язык. Меня начинают с пристрастием опрашивать. Я уже на собеседовании понял, что я его завалил. В итоге я дважды подавал — и два отказа в паспорте. И когда я уже позднее подавался на ВНЖ в Испанию, меня спрашивали: «А что у тебя там за история с французским?» Я им расписал, что у меня были партнеры во Франции, что у меня обмен, ЮНЕСКО…
— Да-да! — подхватила Татьяна. — И для ВНЖ мы писали, что у нас дети привыкли к семейному укладу, так всё заверчено, что без семейного уклада у нас никуда, поэтому папа у нас подает на ВНЖ, он не может уже три месяца не видеть свою семью и имеет такую работу, что позволяет ему обеспечивать всю семью и что с жильём у нас в порядке. Дали испанцы в итоге ВНЖ, без права на работу.
— Наверное, поняли просто, что так или иначе я всё равно приеду!
Семейная жизнь начала налаживаться. По крайней мере, теперь всё были в сборе и с документами.
— Так вначале мы оформили мне студенческую визу, потом на основании этого папе ВНЖ, но потом я поняла, что уже не могу больше ходить по 4 часа в школу — иначе мне не поставят все бумажки и я не продлюсь и тогда наши дети будут под вопросом. Логично, что мне уже нужен был вид на жительство — на основании того, что дети учатся и у мужа он уже есть. Я приехала в Москву и сделала себе вид на жительство! Причем, когда я подавала документы уже начались «репрессии», многих начали отсеивать. Анатолий получил визу весной, а я подавала уже осенью, когда за лето многим отказали, поэтому мы думали, что вообще не проходной вариант, но ничего — после Нового года мне дали визу.
Точно к тому времени появились новости от болгар.
— Таня улетает в Москву, бумажки там собирает, а я захожу в Интернет и смотрю — о, указ, вышел! Я ей говорю, давай-ка слетаем в Софию… Так из Барселоны в Москву она летела по студенческой визе, в Москве получила ВНЖ и на основании этого полетела в Софию, там оформила гражданство и в Барселону сюда летела по уже болгарским документам…
Когда с документами всё разрешилось, когда семья успешно обосновалась в Барселоне, стали они думать, чем заняться. Какой интересный и выгодный бизнес открыть? Так они пришли к идее образовательного центра.
Роюсь...