Не люблю туризм для галочки. Свесив язык на плечо, обежать все достопримичательности, сфотаться “я и Саграда Фамилия”, “я и Люся (мутный Торре Агбар на фоне)”, “Люся на Рамблас”, “мы и какой-то кучерявый дом (говорят Гауди)”. В чём радость? Похвастаться друзьям, что я там был? Места, помеченные флажками на карте, стоит прочувствовать. Выделить достаточно времени на их посещение…
На улице темнеет, и перед Саградой Фамилией включают огни. Мощные прожектора высвечивают словно песчанную громаду остроконечного собора. Я сижу за озерцом на лавочке. Передо мной высится фасад Рождества, самый первый, который строил ещё сам Гауди. У основания фасада три портала — Вера, Милосердие и Надежда. Я не фанат этих добродетелей, предпочёл бы что-нибудь поактивнее, но мне нравится, что за архитектурой творения есть идеи, над которыми можно помыслить. Если мыслить в тягость, то можно дзенски попялиться на кипарисовое дерево с птицами, нахлобученное на центральный портал, или в озеро, где колеблются отражения апостолов, вернее башен, их олицетворяющих.
Признаться, из-за озера — мой любимый ракурс на собор. Полночь — любимое время суток. Я видел Саграду Фамилию и в солнечный день, и в дождь, и в снег, но больше всего она мне нравится летней полночью. С собором у меня связаны свои саградные истории, что-то опубликовано, что-то сохранено для себя. Саграда Фамилия вплетена в мою обыкновенную барселонскую жизнь. Её образ навевает мне изысканный букет воспоминаний.
Конечно, не всегда получается так облюбовать место, опутать личными ассоциациями, особенно, когда приезжаешь с коротким визитом. Но по мне, так лучше уж что-нибудь одно своё, простое, прочувствованное, тёплое сердцу, чем ворох умно-безличного “обо всём” от экскурсовода. Я всё равно факты забываю, если не сразу же, то через полгода…
Помню, что ездил на долгую экскурсию в Крыму, а что рассказывали почти не помню. Помню, была интересная экскурсия в Ливерпуле по местам Битлз, но в голове одни обрывочные образы. Если бы не читал книжку о группе потом, если не опубликовал бы статью и вовсе ничего не осталось бы. Так я вывел для себя формулу: для деталей и фактов, если увлекло — книжки, а при личном визите — впечатления, события, люди.
Уметь видеть живое в галочках на карте и вокруг них, не гнаться за полным списком, довольствоваться единичным, наслаждаться не торопясь. Так в Париже мне запомнилась прогулка у Сены (а вот Нотер Дамм прошёл серым фоном), в Вене — чудесная сиеста посреди парка Зигмунда Фрейда, в Риме — ночная тусовка с молодёжью на площади Испании, в Любляне — совместные сауны “топлицы”, в Лиссабоне — словенская официантка, в Барселоне — … даже трехсот семидесяти заметок, написанных за год, мне мало.
Роюсь...